В этом году свидетельство о базовом девятилетнем
образовании получили около 590 тысяч юных узбекистанцев, которым
предстоит следующий этап обязательного бесплатного среднего образования
- учеба в академических лицеях и профессиональных колледжах. 99 лицеев
и 956 колледжей, возведенных в период независимости Узбекистана,
оснащенных самым современным оборудованием, готовы принять выпускников
республики.
В
системе образования Узбекистана осуществлены кардинальные изменения,
фундаментальной основой которых стала Национальная программа по
подготовке кадров, принятая в 1997 году по инициативе Президента
Республики Узбекистан Ислама Каримова. Этот
не имеющий в мире аналогов масштабный социальный проект определил
коренное реформирование системы образования и подготовки кадров одним
из важнейших приоритетов государственной политики на годы вперед.
Государство взяло на себя обязательство полноценной подготовки молодого
человека к самостоятельной жизни, создания условий для того, чтобы он
занял достойное место в обществе. В стране
введена система непрерывного образования самостоятельных и обязательных
ступеней девятилетнего общего среднего и трехлетнего среднего
специального, профессионального образования, которое обеспечивает
преемственность перехода от общеобразовательных к профессиональным
программам. В Национальной программе предусмотрена особая роль каждого
звена образовательной системы. Следовательно, полная ее реализация,
выполнение поставленных в ней задач во многом зависят от состояния и
уровня развития этих звеньев, от их взаимодействия. Остановимся на
одном из них, принципиально новом - среднем специальном,
профессиональном образовании. Оно начало
формироваться в республике с 1998 года. Тогда появились первые 15
академических лицеев и 20 профессиональных колледжей. За минувшие годы
мир стал свидетелем того, как по всей республике по специально
разработанным проектам со своеобразной архитектурой строятся
современные академические лицеи и профессиональные колледжи, ставшие
яркой приметой времени независимого Узбекистана. Сегодня
в республике функционируют 99 академических лицеев и 956
профессиональных колледжей, в которых около миллиона молодых людей
получают профессиональное образование по более чем 260 специальностям и
800 профессиям. Здесь трудятся около 71 тысячи преподавателей и
мастеров производственного обучения, в том числе 120 докторов и около
1000 кандидатов наук. Многие из них являются
специалистами-производственниками, широко привлекаются, особенно в
академические лицеи, преподаватели, доценты и профессора вузов. В
системе среднего специального, профессионального образования республики
уже подготовлены около 600 тысяч молодых квалифицированных кадров для
различных отраслей и сфер экономики. Впечатляют
цифры развития материально-технической базы образовательных учреждений.
В период 1998 - 2006 гг. за счет Государственного бюджета приобретено
учебно-лабораторное оборудование на сумму 76,3 млрд. сумов, а за счет
иностранных инвестиций - на $135,6 млн. В
предстоящем 2007-2008 учебном году для выпускников девятых классов
распахнут двери еще 20 новых академических лицеев и 179
профессиональных колледжей. Впервые системой среднего специального,
профессионального образования в 44 районах и городах республики, в том
числе в Ташкенте, будет достигнут полный охват средним специальным,
профессиональным образованием всех выпускников девятых классов школ. Учитывая
возрастающий интерес молодежи к получению в дальнейшем высшего
образования, принято специальное постановление Президента Республики
Узбекистан о расширении сети академических лицеев, в том числе путем
перепрофилирования нескольких профессиональных колледжей. Академический
лицей дает среднее специальное образование, обеспечивает интенсивное
интеллектуальное развитие и обучение с учетом возможностей и интересов
учащихся. В академических лицеях учащиеся имеют возможность по
избранному ими направлению обучения овладеть уровнем знаний,
позволяющим поступить и продолжить обучение в конкретном высшем
образовательном учреждении. По сути, академический лицей - это
образовательное учреждение, которое готовит молодого человека к
поступлению и продолжению обучения в университете или институте.
Поэтому академические лицеи создаются при высших образовательных
учреждениях. Профессиональный колледж
обеспечивает среднее специальное, профессиональное образование,
углубленное развитие профессиональных наклонностей, умений и навыков
учащихся, обретение нескольких профессий по выбранным специальностям.
Выпускник колледжа становится мастером, владеющим несколькими
профессиями, современными компьютерными технологиями, иностранными
языками и вооруженным знаниями в области теоретических базовых наук.
Уровень его знаний позволяет ему не только поступать на работу по
выбранной специальности, но и самому организовывать малые предприятия,
частные фирмы, фермерские хозяйства и др. При желании он, как и
выпускник академического лицея, может продолжить обучение в высшем
образовательном учреждении. Следует отметить,
что уровень и качество преподавания в академических лицеях и
профессиональных колледжах значительно отличаются от школьного. Это в
первую очередь обеспечивается внедрением в них новых образовательных
стандартов, с более углубленным изучением конкретных предметов. Кроме
того, в средних специальных образовательных учреждениях качественно
иной, более квалифицированный, имеющий опыт работы со взрослыми
учащимися преподавательский состав. В корне
отличается от школьного и сам образовательный процесс. Все
академические лицеи и профессиональные колледжи оснащаются современными
аналогово-цифровыми электронными лингафонными кабинетами. Их
оборудование позволяет осваивать не только грамматику как в школе, но и
разговорную речь, проводить широкий спектр лексических занятий в
интерактивном режиме. В
академических лицеях, кроме этого, устанавливаются мультимедийные
системы, позволяющие демонстрировать игровые ролевые версии занятий,
физические, химические, биологические и другие процессы в движении.
Демонстрационные приборы и аппараты, устанавливаемые в кабинетах
физики, химии, информатики и других, позволяют проводить уроки более
наглядно, интересно, пользоваться слайдами и не тратить драгоценное
время урока на вычерчивание и объяснение мелом на доске. Практика
показывает, что уровень освоения предметов учащимися при применении
данных обучающих средств значительно повышается. По
мнению отечественных и зарубежных специалистов, схема девятилетнего
общего среднего и трехлетнего среднего специального, профессионального
образования является наиболее прогрессивной, позволяющей воспитать
новое поколение хорошо образованных, творчески мыслящих людей,
способных адекватно отвечать велению времени и подготовленных к
условиям рыночной экономики. Узбекская модель
образования, получившая высокую международную оценку, нацелена на то,
чтобы в самостоятельную жизнь молодежь вступала не только с хорошим
базовым образованием, но и имея к своим 18 годам - возрасту
совершеннолетия - четкую жизненную ориентацию и конкретную
специальность. Выпускники девятых классов,
которым в этом году предстоит сделать самостоятельный выбор для
продолжения своего образования, могут убедиться в том, что перед ними
открываются самые широкие возможности для получения образования и
профессии на самом современном уровне. Это станет хорошей базой для
уверенного вступления в самостоятельную жизнь. Недаром специалисты в
области образования разных стран мира сегодня единодушны в том, что
Узбекистан является одним из ведущих мировых реформаторов в сфере
подготовки кадров, высоко оценивают роль, место и вклад нашей страны в
мировую систему образования.
|